
Внеурочное занятие «Развитие креативного мышления».
Классы: 6
Учитель: Шеломовская О.С.
Ключевые слова: тренинг, воображение.
Целевая аудитория: обучающиеся 6-х классов.
Длительность занятия: 40-45 минут.
Цель занятия: развитие креативного мышления обучающихся.
Задачи:
- Развитие семантической и образной адаптивной гибкости мышления.
- Развитие творческого потенциала.
- Развитие стремления к интеллектуальной новизне.
Формировать УУД:
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
- Регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу; сравнивать, контролировать свою и чужую деятельность, корректировать инициативы, управлять деятельностью, взаимоконтроль и самоконтроль.
- Познавательные – научатся извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, находить необходимую информацию в учебных пособиях, наблюдать, делать выводы; анализировать полученную в ходе урока информацию с целью выделения основной, формулировать проблемы и познавательные цели.
- Коммуникативные – научатся инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, вести познавательный диалог по теме урока.
- Личностные - проявляют познавательный интерес, оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный выбор, активную позицию.
Тип занятия: развитие мышления.
Вид занятия: мозговая атака.
Формы работы учащихся: групповая.
Методическое оснащение занятия: ПК, проектор (телевизор), презентация, буклеты, листы бумаги, карандаши, ручки.
Ход занятия
Жизнь бьет ключом и в основном по голове.
Именно после таких раздражителей рождаются
наши самые лучшие и гениальные идеи.
- Вступление, установление контакта.
Ребята, станьте в круг, взявшись за руки, закройте глаза. С закрытыми глазами попробуйте выстроиться в ровный круг; не расцепляя рук, откройте глаза, посмотрите, что получилось. С закрытыми глазами сделайте квадрат. Посмотрите на результат. Постройтесь с закрытыми глазами в треугольник. Откройте глаза.
Задание меняется. Теперь с открытыми глазами, но молча, постройтесь по росту; по первой букве имени
Что было трудно сделать?
Что понравилось?
Ребята, что мы развивали с помощью этого упражнения?
Вывод: С помощью данного упражнения мы развивали творческое мышление и воображение, умение понимать другого.
2. Анаграмма.
Из букв предложенных слов составьте новое 12-тибуквенное слово.
«Кость – рев – тина», «Ревность – Кати» = «КРЕАТИВНОСТЬ»
3. Мозговой штурм.
В повседневной жизни мы не можем обойтись без креативности.
– А что такое КРЕАТИВНОСТЬ?
Creative – с английского языка переводится как «творческий».
Креативность – способность человека к конструктивному нестандартному мышлению и поведению.
Креативность определяет готовность человека изменяться, отказываться от своих стереотипов (А к этому нас принуждает изменчивость современного мира).
Креативность позволяет находить оригинальные решения сложных технических, организационных, научных проблем, а также создавать произведения искусства.
Мы с вами, ребята, переходим к практической части нашего занятия. Я призываю вас мыслить креативно.
4. Практическая часть
Приступаем к выполнению задания номер1.
«Старая пословица век не сломится»
У вас на столах лежат карточки с пословицами. Отгадайте, какие пословицы зашифрованы.
- Безделье любителя запугивает (Дело мастера боится)
- Безделью часы — унынию год (Делу время — потехе час)
- Борщ сметаной поправишь. (Кашу маслом не испортишь)
- Будней — пять, а выходных — два (Делу — время, потехе — час)
- Буквы как орлы – прилетают и ускользают (Слово не воробей — вылетит, не поймаешь)
- Великое безделье хуже крошечного бизнеса (Маленькое дело лучше большого безделья)
- Вклад невыплатой ужасен (Долг платежом красен)
- Глазами стариков умалчивается ложь (Устами младенца глаголет истина)
Задание номер 2 «Разгадайте ребусы.»
Найдите у себя на столах карточки с заданием №2. Запишите ответы рядом.
Р 1 А Родина
С 3 ЖИ стрижи
Ш 1 А школа
ПО 2 Л подвал
7 Я семья
ВИ 3 НА витрина
Задание 3. «Литературная викторина»
Даны картинки, в которых зашифрована фраза из детских произведений, басен. Ваша задача угадать, какая именно это фраза и назвать из какого она произведения !
1. Фраза из сказки
Ответ: Ветер, ветер ты могуч! (А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
2. Фраза из сказки
Ответ: Избушка на курьих ножках (Русская народная сказка «Гуси-лебеди»)
3. Фраза из сказки
Ответ: Три девицы под окном пряли поздно вечерком (Сказка А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
4. Фраза из стихотворения
Ответ: Ты всё пела? Это дело! Так, поди же, попляши! (И.А. Крылов «Стрекоза и муравей»)
слова, в которых спрятался КОТ»
Вам даны карточки , на которых по 4 кота. Вам необходимо угадать слова, в которых они спрятались.
Этот КОТ – из ткани сшит. КО – Т – – (костюм)
Этот КОТ – на луну спешит. КО – – – – – – Т (космонавт)
Этот КОТ – из подземных мест. К – ОТ (крот)
Этот КОТ – хворостинки ест. КО – Т – – (костёр)
Этот КОТ – в рукаве живёт. – – КОТ – (локоть)
Этот КОТ – на руках идёт. – К – О – – Т (акробат)
Этот КОТ – вызывает смех. – – КОТ – – (щекотка)
Этот КОТ – восхищает всех. К – – – ОТ– (красота)
Задание 5 Друдлы
Задание 6. «Немыслимые ассоциации».
Еще в 70-е годы прошлого века ученые провели серию опытов по направленному ассоциированию. Им удалось показать, что между двумя любыми понятиями можно установить ассоциативный переход длиной
в четыре-пять шагов. Если взять, к примеру, слова «пятерка» и «велосипед», то достаточно четырех шагов, чтобы обнаружилась очевидная связь между этими отдаленными понятиями. Причем каждая промежуточная ассоциация оказывается вполне естественной:
пятерка — хорошая отметка,
хорошая отметка — поощрение,
поощрение — подарок,
подарок — велосипед.
Количество ассоциативных шагов может служить мерой смыслового расстояния между двумя понятиями.
Возьмем другую, странную на первый взгляд, пару слов: «небо» и «чай». Здесь маршрут из естественных ассоциаций может быть следующим:
небо — туча,
туча — дождь,
дождь — вода,
вода — питье,
питье — чай.
Попробуйте измерить смысловое расстояние между следующими парами понятий (слова взяты наугад из толкового словаря русского языка):
пейзаж — холодильник,
строитель — освобождение,
5. Заключение. Рефлексия
-Ребята, что понравилось больше всего?
-Что было сложно?
- Какие чувства вы испытывали во время работы?
В ходе работы проявилась ваша креативность. Условием креативности является оригинальность и нестандартность. Это отражено в ваших ответах.
- А где в обычной жизни вом может пригодиться умение креативно мыслить?
С креативными людьми общаться интересно, и, наверное, иногда трудно. Но креативные люди предприимчивы и успешны!