МБОУ Злынковская СОШ № 1
Брянская область, Злынковский р-н, г. Злынка
  • Сценарий интеллектуальной игры по функциональной грамотности «Игры разума» для учащихся 4 классов

    Цель: Развитие функциональной грамотности обучающихся начальной школы
    Сценарий интеллектуальной игры по функциональной грамотности «Игры разума» для учащихся 4 классов.

    Сценарий интеллектуальной игры по функциональной грамотности «Игры разума» для учащихся 4 классов.

    Цель: Развитие функциональной грамотности обучающихся начальной школы.

    Задача:

    1. Формировать опыт применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области функциональной грамотности учащихся.

    Планируемые результаты:

    Личностные:

    • овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
    • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

    Метапредметные:

    Регулятивные:

    • развивать умение работать в группе,
    • умение выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

    Познавательные: умение ориентироваться в системе знаний, добывать новые знания, находить ответы на вопросы;

    Коммуникативные:

    • развитие коммуникативной культуры учащихся;
    • выражать свои мысли и идеи, обсуждать в рабочей группе информацию.
    • развивать умение строить речевое высказывание;


    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Ведущий: -Здравствуйте, ребята! Сегодня нас ждет интересное занятие – «Игры разума». В игре принимают участие две команды учащихся 4 классов.

    Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд пройдёт испытание в 6-ти турах. За правильное выполнение заданий каждая из команд получит жетоны. Жюри подведут итоги и назовут победителя.

    Придумайте название своей команде.

    Начинаем игру. Сильным будет считаться тот, кто больше знает.

    Участники отвечают на вопросы в 5 областях знаний.

    Вопросы будут задаваться всем командам одновременно.

     За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

    На обдумывание даётся 1 минута.

    Команда, нарушившая правила, лишается 1 балла.


    Вопросы первого тура.

    Русский язык

     Вопрос 1: Запиши номер схемы, которая соответствует слову подсказка, письмо, беленький, перемена.

    Ответ:  Подсказка – 1; Беленький – 2; Перемена – 3; Письмо – 4

    2. Вопрос: Раскройте смысл фразеологизмов? Соедини стрелочками.

    Перемывать кости

    Мудрое

    Прикусить язык.

    Достойный уважения

    Крокодиловы слезы

    Не вызывающая сомнения

    Зарубить на носу.

    Притворные сожаления

    Во весь дух.

    Замолчать

    Соломоново решение.

    Сплетничать,

    Прописная истина.

    Быстро

    Человек с большой буквы.

    Запомнить

    3 Вопрос: С каким глаголом сочетаются все эти слова: дуга, бараний рог, три погибели?

    Ответ: Согнуть.

    4 Вопрос: Отгадайте фразеологические загадки.

    Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом.

    Её набирают в рот, когда молчат.

    Ей нельзя разлучить неразлучных друзей.

    В неё прячут концы несчастные люди, иногда выходят из неё сухими.

    Ответ: Вода

    Его проглатывают, упорно не желая говорить.

    Он хорошо подвешен, у который говорит легко и бойко.

    За него тянут или дергают, заставляя высказаться.

    Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего.

    Ответ: Язык

    5 Вопрос: Составьте слова из 5 букв, которые спрятались в слове «КАРТОФЕЛЬ».

    Ответ: Кафель, Форель, Лекарь, Токарь.

    6. Вопрос: Какое из перечисленных словосочетаний не имеет переносного смысла?

    Обвести вокруг пальца.

    Смотреть сквозь пальцы.

    Согнуть палец.

    Пальцами не пошевельнуть.

     Ответ: Согнуть палец.

    7. Вопрос: Замените в слове одну букву так, чтобы получилось новое слово.

    Пара, Роща, Свет, Река, Игла, Уха, Белка.

    Ответ: Пара - фара

          Роща – роза

          Свет - цвет

          Река – рука

          Игла – игра

          Уха – ухо

          Белка – булка

    1. Вопрос «Грамматическая арифметика»

    БА + большой деревянный сосуд = летающее насекомое

    БА + пресноводное животное с клешнями = временное жилище

    БА + приятный полезный напиток = струна, дающая низкий звук

    ДО + зарытые в земле ценности =

    ДО + участок земли, засаженный фруктовыми деревьями + А =

    С + хвойный лес =

    С + место стоянки судов =

    Ответы: бабочка, барак, басок, доклад, досада, сбор, спорт.

    Вопросы второго тура.

    Математическая грамотность.

    1 Вопрос. К Коле приезжает друг из соседнего поселка. В 12:00 они встречаются на автовокзале. Выберите кинотеатр, в котором ребята могут посмотреть фильм “Иван-царевич и Серый волк”, продолжительность фильма – 1 час 20 мин. Учти, что после просмотра фильма они должны успеть на автобус, уходящий от автовокзала в 17:30. Запишите название кинотеатра и выбранный киносеанс?

    Кинотеатр

    «Горизонт»

    «Аврора»

    «Победа»

    «Россия»

    Время начала сеанса

    12:00

    15:15

    10:40

    17:00

    13:00

    15:00

    12:10

    17:30

    Время передвижения от кинотеатра до вокзала

    40 минут

    20 минут

    1 час

    1 час

    Ответ: «Победа», 15:00.

    2 Вопрос. По столбу высотой 10 метров взбирается улитка. Днём она поднимается на 5 метров, а ночью опускается на 4 метра. Через сколько дней улитка достигнет вершины столба?

    Ответ: за 6 дней

    3. Вопрос. В вашем распоряжении пять двоек и любые знаки математических действий. Выразите с помощью только этого цифрового материала число 11. = + - : х

    Ответ: 22:2+2-2=11

    4 Вопрос: Пильщики распиливают бревно на метровые обрубки. Длина бревна 5 метров. Распиловка бревна поперёк занимает полторы минуты. За сколько минут распилили бревно?

    Ответ: За 6 минут.

    5 Вопрос. Моток проволоки весит 4 кг. Каждый её дециметр весит 8 г. Какова длина проволоки?

    Ответ: 50 метров.

    запасной вопрос: На выполнение домашнего задания Сережа тратит 100 минут. В какое время он закончит выполнение домашней работы, если приступит в 15ч.30 мин?

    Ответ: 17 час. 10 мин.

    Вопросы третьего тура.

    Финансовая грамотность.

    1 Вопрос: Вы пришли в магазин, расположите по порядку действия, которые надо предпринять, совершая покупку в супермаркете. Ответы впишите в таблицу.

    A. Выложить продукты из тележки.

    Б. Получить сдачу.

    В. Проверить сроки годности.

    Г. Выбрать продукты.

    Д. Проверить чек.

    Е. Оплатить покупки.

    Ё. Занять очередь в кассу.

    Ж. Взять тележку.

    З. Положить сумку в камеру хранения.

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    Ответ:

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    З

    Ж

    Г

    В

    Ё

    А

    Е

    Б

    Д

    2 Вопрос: Белка и Енот сшили 10 костюмов. Сорока обещала их продать, за это она хотела получить одну пятую часть от всей вырученной за костюмы суммы денег. Сорока продала костюмы по 100 рублей за каждый. Сколько денег досталось Сороке? 

    Ответ: Ответ: 200 рублей. 100 * 10 = 1000 руб. – выручила сорока за все костюмы. 1000 : 5 = 200 руб. – получила сорока.

    3 Вопрос: Какие ситуации из списка можно отнести к слову ДОХОД, а какие к слову РАСХОД?

    1.Порвалась обувь.

    2.Папе дали премию.

    3.Продали часть урожая груш.

    4.Купили продукты.

    5.Выиграли в лотерею.

    6.Купили лекарства.

    7.Сломалась машина.

    8. Мама получила процент по вкладам в банке.

    Ответ: Доход- 2, 3, 5, 8. Расходы 1, 4, 6, 7

    Доход

    Расход

    2

    1

    3

    4

    5

    6

    8

    7

    4 Вопрос: Определи верную последовательность появления различных денег в истории развития человечества?

      1. Бумажные деньги, монеты, безналичные деньги.
      2. Монеты, бумажные деньги, безналичные деньги.
      3. Безналичные деньги, монеты, бумажные деньги.
      4. Бумажные деньги, безналичные деньги, монеты.

    Ответ: Монеты, бумажные деньги, безналичные деньги.

    5.Вопрос: Мите нужно купить пять карандашей и две ручки. Набор из одной ручки и трех карандашей стоит 40 рублей, из двух ручек и двух карандашей – 60 рублей. У Мити есть 100 рублей, как ему распорядиться своими деньгами?

    Ответ: Купить два набора по 40 рублей.

    6. Отгадай ребус.

    Ответ: Банкнота

    Запасной вопрос. На диаграмме показан доход семьи за год. В каких месяцах доход семьи можно считать стабильным, самым маленьким и самым большим?

    Ответ: Январь, февраль, март; Май; Декабрь.

    Вопросы четвертого тура.

    Естественно -  научная грамотность.

    1 Вопрос. Узнайте этот гриб по описанию:

    «Этот гриб растет по всей территории России. В старину настойкой этих грибов травили насекомых. Лоси с удовольствием едят их, для них они полезны. У человека, съевшего кусочек этого гриба возбуждается нервная система, появляются галлюцинации, и может убить человека».

    Ответ: Мухомор

    2 Вопрос: О какой природной зоне идёт речь?

    С приближением лета с каждым днем становится жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот проносится горячий суховей. И нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела, будто огонь спалил её: остались только травы с узкими листьями.

    Ответ: Степь.

    3 Вопрос: Родина его – Южная Америка. Индейцы называли его «папой», а наши предки – «чёртовым яблоком». О каком овоще идёт речь?

    Ответ: Картофель

    4 Вопрос: Какая птица из представленных птиц не умеет летать?

    Журавль, страус, аист, пеликан.

    Ответ: Страус.

    5. Вопрос: «Гнездо, которое строит зверек, называется «ЧАЙНО». Сначала зверёк сплетает из тонких веток и прутьев основание гнезда, затем делает стены, а сверху – крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри своё жилище хозяйка выстилает мхом-лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью.  В таком гнезде обычно один или два выхода, которые в сильные морозы хозяйка затыкает лёгким лишайником». Кто это?

    Ответ: Белка

    Запасной вопрос: Что объединяет эти реки? Уводь, Ухтохма, Грибачка, Вязьма.

     Ответ: Все они протекают по территории Лежневского района.

    Запасной вопрос: Назовите эту группу животных: улитка, кальмар, слизень, осьминог, каракатица одним словом?

    Ответ: Моллюски.

    Вопросы пятого тура.

    Литературная грамотность

    1. Вопрос. Фраза из сказки: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком». Угадайте, из какого произведения фраза?

    Ответ, сказка А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

    2.Вопрос: О каком герое говорится в сказке?
    «В дорогой собольей душегрейке,

    Парчовая на маковке кичка,
    Жемчуги огрузили шею,
    На руках золотые перстни,
    А на ногах красные сапожки».

    Ответ: Старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке».

    3.Вопрос. Узнайте сказку по ее началу?

    «Царь с царицею простился,

    В путь-дорогу снарядился, И царица у окна,

    Села ждать его одна …»

    Ответ: «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

    4.Вопрос. Кому принадлежат эти слова?

    «Буду служить тебе славно,

     Усердно о очень исправно.
     В год по три щелчка полбу,

    Есть же мне, давай вареную полбу».

    Ответ: «Сказка о попе и работнике его Балде».

    5.Вопрос. Какая сказка А.С. Пушкина заканчивается словами:  «Сказка ложь, да в ней намек!

    Добрым молодцам урок».

    Ответ: «Сказка о золотом петушке».

    Запасной вопрос: Какая сказка А.С. Пушкина начинается с числительного?

    Ответ: «Три девицы под окном,

                 Пряли поздно вечерком», «Сказка о Царе Салтане».

    Ведущий: Наша интеллектуальная игра подошла к концу. Все вы были молодцы, показали свои знания, свою смекалку.    Желаю вам дальнейших творческих успехов!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике