МБОУ Злынковская СОШ № 1
Брянская область, Злынковский р-н, г. Злынка
  • Конспект урока во 2 а классе по функциональной грамотности

    Тема: Про Зайчишку и овощи
    Конспект урока во 2 а классе по функциональной грамотности.

    Конспект урока во 2 а классе по функциональной грамотности

    (раздел «Естественно – научная грамотность»)

    Тема: Про Зайчишку и овощи

    Цель: Создать условия для изучения свойств корнеплодов, формировать навыки исследовательского поведения.

    Планируемые результаты

    Личностные результаты:

    Уметь сотрудничать со  взрослым и сверстниками в разных ситуациях.

    Метапредметные  результаты:

    Познавательные:

    Осваивать способы решения проблем поискового характера при проведении исследований.

    Использовать различные способы поиска, сбора, обработки анализа и представления информации.

    Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебное пособие, свой жизненный опыт, информацию, полученную от окружающих.

    Регулятивные:

    Проявлять познавательную и творческую инициативу.

    Принимать и сохранять учебную задачу, планировать ее реализацию.

    Уметь отличать правильно выполненное задание от неверного.

    Коммуникативные:

    Адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами, отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

    Доносить свою позицию до других. Объяснять результаты опытов.

    Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки и муляжи овощей, лабораторное оборудование для проведения опытов, овощи, Функциональная грамотность.2 класс. Тренажёр для школьников / М.В. Буряк, С.А. Шейкина. – М.: Планета, 2022., энциклопедия «Природоведение», отдельные статьи об овощах для групповой работы, морковный сок в стаканчиках.

    Ход занятия

    Мотивация к деятельности

     - Сегодня мы проводим занятие по функциональной грамотности. Тема будет представлена на страницах зелёного цвета. Определите направление работы. (Естественно – научная грамотность). Мы изучим свойства тех объектов, которые растут в огороде, в поле. Они помогают обогатить наш организм важными питательными веществами.

     - Догадались, о чём пойдёт речь? (Об овощах).

     Целеполагание

    Слайд   презентации с темой занятия «Про зайчишку и овощи».

    Сформулируйте цель нашего занятия с опорой  на ключевые слова:

     - Узнать …

     - Научиться ...

     - Провести…

    Работа по теме занятия

    Выполнение работы по заданиям рабочей тетради.

     Задание 1. Коллективная работа

    Выделение на рисунках овощей, определение лишнего объекта (земляника) 

     - О каком овоще говорится в загадке:

    Сидит девица в темнице, а коса на улице? (Морковь) Слайд

    Обучающиеся рассматривают иллюстрации растений на отдельных рисунках и на слайдах презентации.

     - Какими названиями  можно  дополнить список овощей? (Ответы обучающихся).

     - Это растение привёз в Россию Петр 1. Его стали называть вторым  хлебом. (Картофель).

     - Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слёзы  проливает. (Лук).

    Дополнительный список овощей: картофель, репа, петрушка, редька, баклажан.

     - Обведите красным карандашом корнеплоды.

     Проверка работы. Корнеплоды: морковь, редис, картофель.

    И кругла, и крепка.

    У неё бордовые бока.

    Годится на обед

    В борщи и в  винегрет. (Свёкла)

    Дополнительный список корнеплодов: редька, репа, корневая петрушка, хрен, турнепс, сельдерей.

    Задание 2.

     - Что такое корнеплод? (Съедобный корень)

    В нём находится запас питательных веществ. Поэтому люди и запасают на зиму большое количество корнеплодов. Проверим свои предположения.

    Слайд. Корнеплод – утолщённая, мясистая, сочная часть растения, содержит большое количество питательных веществ.

     - Сегодня мы  узнаем, сколько силы таит в себе кусочек корнеплода.

    С каким овощем мы проводили опыт задолго до занятия? ( С морковью).

     - Что узнали об этом овоще самостоятельно? (Выступление обучающихся).

    Беседа о пользе моркови – очищает эмаль зубов от микроорганизмов, содержит витамин А, который отвечает за рост организма, хорошее зрение  и красоту.

    Опыт 1. «Проращивание верхней срезанной части прошлогодней моркови»

    Цель: показать, сколько силы таит в себе даже кусочек этого корнеплода.

    Время проведения: 10 дней.

    По таблице с зарисовками результатов отслеживаем информацию по датам.

    Порядок работы:

    Взять прошлогоднюю морковь.

    Срезать самую верхнюю часть там, где видны остатки высохших прошлогодних листьев.

    Положить в тарелку с водой.

    Какие изменения произошли с морковью? (На месте прошлогодних листьев появились новые). Со временем ботва разрослась. Её цвет стал насыщенно – зелёным. Нарисуйте, как изменилась морковь за последние 2 дня.

    Вывод: Почвы не было. Но питательные вещества, которые были в корнеплоде, помогли развиться листьям.

    Задание 3.  Беседа «Почему овощи имеют определённый цвет?»

    Слайд  Яркий красный или оранжевый цвет моркови придаёт бета – каротин, который превращается в организме человека в витамин А, его называют витамином роста. Поэтому, чтобы подрасти, надо пить морковный сок.

    Физминутка

    Помни истину простую –

    Лучше видит только тот,

    Кто жуёт морковь сырую

    Или пьёт морковный сок!

    Работа с дополнительным источником информации

     - Диетологи  - специалисты по питанию, выявили, что каждому человеку в год нужно съедать 9 кг моркови, значит, 1 морковь в неделю. Это спасёт нас от многих бед, поможет укрепить дёсны, эмаль, будет способствовать росту, поможет излечить болезни, защитит от инфекций.

     - Овощи обладают целебными свойствами. Найдите в энциклопедии информацию об овощах.

     - О каких овощах узнали ?

    Работа в группах. Работа со статьями об овощах  из энциклопедии по вопросам:

     - О каком овоще узнали?

     - Была ли информация новой?

     - Какими полезными свойствами обладает овощ?

    Продолжение работы по изучению свойств корнеплодов

     - Познакомимся со свойством – окрашивание.

    Опыт 2.

    Оборудование: безопасная тёрка, марля или плотная сетка, ватные диски, перчатки, прозрачные стаканчики.

    Объекты для наблюдения: сок моркови, свёклы, капусты, огурца, красного, жёлтого и зелёного сладкого перца.

    Цель: Определить цвет сока каждого овоща.

    Результат: При высыхании сока оставались цветные пятна такого же цвета, как и сам сок.

    Вывод: Овощи содержат сок. Он имеет цвет. При высыхании сока на ватном диске остаютс пятна такого же цвета, как и сок.

    Опыт 3. Осветление.

    Результат. При использовании свёклы  кожа окрашивается в красный цвет в том месте, где его натирали овощем. После огуречной маски кожа приобретает первоначальный цвет. (очищается, становится нежной и мягкой).

    Выво. Изучив полезные для кожи свойства овощей, используют их при изготовлении косметических средств (кремов, масок). Они придают коже мягкость, бархатистость, желаемый цвет. Полезные свойства овощей люди используют для ухода за кожей.

    Опыт 4. Определение наличия крахмала в картофеле.

    Оборудование: кусочек картофеля, йод, пипетка.

    Три  капли йода капнули на кусочек картофелины.

    Результат. Через некоторое время цвет изменился на тёмно – синий.

    Вывод: В картофеле содержится  крахмал.

    Задание 4.  

    Оборудование: свежая и варёная морковь, вода пресная и солёная, ёмкости для воды, полиэтиленовый пакет.

    Закладка опыта прошла 3 дня назад.

    Сырая морковь

    Результаты через три дня: в пресной воде  - увеличение кусочка моркови в размерах, стала твёрже, в солёной – уменьшение в размерах, стала вялой, легко гнётся, в пакете – не изменилась.

    Варёная морковь

    Результаты через три дня: в пресной и солёной воде, в пакете – морковь не изменилась.

    Вывод: Сырая и варёная морковь по – разному ведут себя в разных условиях.

    Итоги занятия

     - Какова была тема занятия?

     - Что было объектом наших наблюдений?

     - Какую группу овощей рассматривали подробно? (Корнеплоды)

     - Мы изучали некоторые свойства корнеплодов, проводили опыты, тем самым учились быть исследователями.

     - Кому из вас захотелось продолжить исследования свойств корнеплодов?

    Подготовленные ученики читают стихотворение о пользе овощей. Слайд.

    Ешьте овощи и фрукты –

    Это лучшие продукты.

    Вас спасут от всех болезней –

     Нет вкуснее и полезней!

    Подружитесь с овощами,

     И с салатами, с борщами.

    Витаминов в них не счесть!

    Значит, нужно это есть!

    Приятного вам аппетита и крепкого здоровья!

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике