
Тема: Внеурочное занятие по функциональной грамотности по теме «Великая Отечественная война 1941-1945»,
9 класс
В разработке представлены задания по истории по теме «Великая Отечественная война 1941-1945 гг.», направленные на формирование читательской грамотности. При проведении внеурочного занятия использовались следующие методы формирования читательской грамотности:
1. Поиск и извлечение информации из текста.
2. Интерпретация информации, содержащейся в тексте.
3. Интеграция или связывание отдельных сообщений текста в единое целое.
4. Осмысление и оценка содержания текста.
Цели урока:
Образовательная: систематизировать знания учащихся о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
Развивающая: создать условия для развития читательской грамотности, исследовательских навыков, критического исторического мышления учащихся.
Воспитательная: содействовать воспитанию патриотизма, уважения к Родине, чувства гордости за свое историческое прошлое.
Оборудование:
Презентация «Советский Союз: годы испытаний» (Приложение), карточки - задания группам.
Методы: элементы дискуссии, решение проблемных вопросов, работа в группах.
План урока
- Организационный этап.
- Формулирование темы и целей урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Основная часть (работа в группах)
- Подведение итогов, оценивание работы учащихся в группах.
Ход урока
1. Организационный этап.
2. Вступительное слово учителя.
- Посмотрите видеофрагмент, сформулируйте тему и цели урока.
Демонстрация видеофрагмента «Начало. 1941-1945 гг.» до 2 мин. /«Сборник хроники Великой Отечественной войны» (https://www.youtube.com/watch?v=0Qb6fxRGRIU )
Ответы учащихся.
- Сегодня мы вспомним основные события Великой Отечественной войны, используя различные источники: архивные документы, воспоминания, статьи из газет, тексты. Работая с этими материалами, вам необходимо будет выполнить задания. Время на подготовку 10 мин, защита 5 мин. Каждая группа внимательно слушает ответы одноклассников и в случае необходимости, дополняет ответы.
2. Работа в группах - Существует несколько мнений, относительно плана Гитлера. Одни называют это чистой авантюрой, другие уверяют, что план был великолепным. С приходом Гитлера к власти в Германии усилились имперские амбиции. Национал-социалистическая партия убеждала немцев в необходимости «расширить жизненное пространство» и заселить немцами территории Восточной Европы. Стремительный захват Польши, Норвегии, Дании, Франции, Бельгии воодушевили Гитлера, и только Англия осталась непокорённой. Однако, немецкие генералы убеждали Гитлера в необходимости захвата СССР. Плодородные земли, полезные ископаемые и промышленность могли обеспечить жизненное пространство для немцев. План немецкого нападения на СССР назывался «План Барбаросса», в честь короля Германии и императора Римской империи XII века. Под его командованием Германия осуществила множество успешных военных походов, и всё благодаря тщательному планированию.
18 декабря 1940 года Адольфом Гитлером была утверждена Директива № 21 - План «Барбаросса» – план военной операции по захвату европейской части СССР. Операция Барбаросса была также тщательно продумана и спланирована, и Гитлер считал её безупречной.